Особенности поведения детей при синдроме Аспергера

Синдромом Аспергера называется нейробиологическое расстройство, диагностируемое у детей младшего школьного возраста. Заболевание относится к аутическому спектру расстройств.

Характеристика заболевания

Заболевание относится к высокофункциональному аутизму. Для синдрома характерны коммуникативные нарушения и проблема социальной адаптации.

Расстройство диагностируется в младшем школьном возрасте. Заподозрить синдром у ребенка в 3-4 года достаточно сложно, так как речевые навыки развиваются нормально, и, на первый взгляд, малыш ничем не отличается от сверстников. Поводом для беспокойства является нарушение социального взаимодействия и коммуникации:

  • «безжизненная» речь без эмоционального окраса;
  • замкнутость, обособленность от сверстников;
  • неуклюжие движения;
  • необщительность;
  • проблемы с воображением.

проблемы с развитием

Характерная особенность пациентов с синдромом Аспергера – это невозможность понять поступки и слова других людей. Такие дети буквально воспринимают любое слово, даже сказанное в шутку. Синдром характеризуется так называемым вербально-невербальным нарушением – речь развита хорошо, но способность понимать невербальные сигналы отсутствует практически полностью.

Главное отличие от аутизма – это типичное развитие речи и богатый (выше среднего) словарный запас.

Причины нарушения

Причины расстройства достоверно неизвестны. Одна из гипотез – аутоиммунная реакция организма матери в период беременности, которая провоцирует повреждение мозга плода. Среди вероятных причин развития нарушения:

  • недоношенность;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы головы, полученные при прохождении по родовым путям;
  • интоксикация в первом триместре беременности.

Среди вероятных факторов риска развития заболевания у ребенка – токсоплазмоз, краснуха и другие внутриутробные инфекции в первом триместре беременности.

По статистике, в 3 из 4 случаев синдром развивается у ребенка мужского пола.

Симптомы заболевания

Признаки нарушения делятся на три группы. У детей наблюдается отсутствие воображения и творческого мышления. Как правило, пациенты неспособны демонстрировать сильные эмоции, что сказывается на манере разговора – речь сухая, «роботизированная».

ГруппаСимптом



Социальные нарушения
• проблемы с этикетом;
• чувство тревоги и неуверенности в себе при нахождении в социальной группе;
• затруднения при необходимости смены деятельности;
• чрезмерная чувствительность к насмешкам окружающих;
• неумение принимать критику.
коммуникационные нарушения
Коммуникативные нарушения
• любая фраза воспринимается буквально;
• трудности понимания идиом, юмора, распознавания скрытого смысла;
• сложность поддержания диалога.
Нарушения поведения
Нарушения поведения
• склонность к многократному повторению каких-либо действий (самостимуляция);
• навязчивый интерес к одной отрасли;
• четкое следование распорядку дня.

Нарушение коммуникативных навыков особенно заметно, когда ребенок попадает в социальную группу (например, детский сад, школа). Дети плохо поддерживают разговор, предпочитая говорить о себе. Несмотря на желание иметь много друзей, при синдроме Аспергера пациенты демонстрируют тревожность и неуверенность в общении с малознакомыми людьми.

задержка в развитии

Особо сильно признаки нарушения становятся заметны в младшей школе, когда дети часто подвергаются насмешкам со стороны сверстников. Неспособность воспринимать критику – характерная особенность при синдроме Аспергера.

У детей отмечается сенсорная чувствительность – обостренная реакция на громкие звуки и яркий свет. Как правило, с возрастом сенсорные реакции притупляются. У подростков этот симптом отсутствует либо выражен умерено. Подавляющее большинство детей с синдромом Аспергера демонстрируют неуклюжесть и нарушение мелкой моторики.

Характерное поведение ребенка с синдромом

Достаточно часто дети с синдромом Аспергера выступают инициаторами общения с другими людьми. У них есть потребность в коммуникации, однако полноценно реализовать ее дети не могут. Нередко родители могут наблюдать следующую ситуацию: ребенок самостоятельно заводит разговор и увлекает в игру другого малыша на детской площадке, однако спустя некоторое время прекращает это занятие и уходит.

Диагностика аспергеры

Интересная особенность поведения пациентов заключается в том, что, если инициатором общения станет другой человек, ребенок постарается всячески избежать контакта. Общение возможно только тогда, когда сам ребенок этого хочет, испытывая потребность, например, что-то спросить, или взять игрушку у другого малыша.

Во время разговора ребенок демонстрирует отсутствие эмоций. При синдроме Аспергера мимика достаточно скудная, жесты и прочие проявления эмоций при разговоре отсутствуют. Еще одна особенность пациентов с этим нарушением – непринятие этикета, что выражается в перебивании собеседника посередине фразы.

Дети демонстрируют отсутствие творческого мышления, предпочитают игры с четким алгоритмом действий.

Особенности поведения в старшем возрасте

Начиная с подросткового возраста, развивается социальная изоляция. Подросток не может найти общие интересы с окружением и чувствует себя неуютно в большой компании. Личная жизнь у пациентов отсутствует, друзей чаще всего нет.

ребенок с аспергерой рисует

Пациенты с высокофункциональным аутизмом – это хорошие служащие, предпочитающие годами выполнять однообразную работу. Карьера не входит в сферу их интересов, руководящие должности они никогда не занимают из-за коммуникативных нарушений.

Такие люди демонстрируют полное отсутствие чувства юмора. Любая фраза воспринимается буквально, метафоры остаются непонятыми. Человек не умеет «читать между срок» и не понимает завуалированные намеки.

Характерные черты людей с синдромом Аспергера – подозрительность, прямолинейность, страх перед болезнями. В детском возрасте эти особенности характера выражены неявно, однако становятся заметнее по мере взросления.

Во взрослом возрасте синдром Аспергера приобретает другие формы и опасен риском развития фобий и психических расстройств. Достаточно часто на этом фоне развивается обсессивно-компульсивное расстройство.

Диагностика нарушения

проблемы при асгергере

Заболевание необходимо корректировать в детском возрасте. Со временем симптомы усугубляются, нарушение социализации становится явственнее. Во взрослом возрасте расстройство приводит к развитию различных фобий.

Для постановки диагноза необходимо проконсультироваться с детским психологом или психотерапевтом. Опытный специалист способен диагностировать патологию, основываясь на наблюдениях за поведением малыша. Дополнительно необходимо пройти ряд тестов. Опросники позволяют определить уровень интеллекта и сенсорную чувствительность. Психолог обязательно проводит тест для оценки воображения и творческих способностей.

Опросники разработаны для детей старше 6 лет и взрослых. В более юном возрасте оценка коммуникативных навыков и особенностей мышления проводится с помощью картинок.

Лечение патологии

лечение аспергеры

Цель лечения – это социальная адаптация пациента. Она достигается путем когнитивно-поведенческой психокоррекции и тренингов социальных навыков. Дополнительно детям необходимы занятия с логопедом. Нормализовать моторику и избавиться от неуклюжести помогает лечебная физкультура.

Медикаментозная терапия при синдроме Аспергера вторична и помогает нормализовать сон и унять тревожность. Препараты группы нейролептиков, седативные лекарства и антидепрессанты подбираются врачом в индивидуальном порядке.

Как жить с синдромом Аспергера?

Вылечить расстройство нельзя, однако своевременная коррекция в раннем детстве дает высокий шанс на успешную социализацию. Согласно статистике, около 10% пациентов во взрослом возрасте не испытывают трудностей с общением. Выявить нарушения можно только посредством нейропсихологического теста.

Интеллект у пациентов обычно выше среднего, дети могут посещать общеобразовательную школу, однако психолого-педагогическое сопровождение и особый подход к процессу обучения значительно повышает шансы на социальную адаптацию.

Своевременное обнаружение расстройства и корректировка поведения позволяют в будущем заводить крепкие семьи и добиваться успехов в выбранной отрасли. Пациенты демонстрируют ряд сильных и слабых качеств. Как правило, они достигают определенных высот в интересующей их сфере, благодаря вниманию к деталям и исследовательскому интересу. Нередко дети и взрослые демонстрируют поистине энциклопедические знания в выбранной области.

Также к сильным сторонам относятся:

  • развитое логическое мышление;
  • независимость от чужого мнения;
  • честность;
  • нетипичное мышление.

Решение задач

Известные люди

Зачастую люди с синдромом Аспергера демонстрируют концептуально новый подход к решению различных задач, благодаря независимости мышления. Они склонны оценивать любую ситуацию под несколько иным углом, что позволяет решать сложные задачи. Нередко становятся хорошими математиками, инженерами и учеными.

Известные люди, которые жили с расстройством Аспергера — это Авраам Линкольн и Гарри Труман. О заболевании открыто заявил актер Дэн Экройд. Симптомы расстройства наблюдались у экономиста и нобелевского лауреата Вернона Смита.

Некоторые психологи утверждают, что синдром Аспергера необходимо рассматривать как иной когнитивный стиль, но не нейробиологическое расстройство психики. Как показывает история, люди с этой особенностью способны внести весомый вклад в развитие общества, несмотря на коммуникативные нарушения.