Детская эхолалия: причины развития и методы лечения

Эхолалией называется нарушение речевого поведения. Это проявляется повторением отдельных слов и фраз, услышанных от других людей. В большинстве случаев, эхолалия у детей выступает одним из симптомов неврологических заболеваний.

нарушение речи

Норма или патология?

До определенного возраста повторение чужих слов – это нормальное поведение. В возрасте до одного года дети пытаются повторять услышанные от родителей слова и фразы. С эхолалией повторно сталкиваются в 3-4 года. В этот период происходит активное становление коммуникативных навыков, и повторение чужих слов играет важнейшее значение для развития ребенка – так малыш тренируется произносить звуки и буквы, выговаривать сложные слова, воспринимать новую информацию.

Отличить норму от патологии помогает наблюдение за поведением ребенка. При становлении коммуникативных навыков повторение услышанных слов и фраз сопровождается попыткой анализа и осознания услышанного.

Причины нарушения

Причины нарушения – это различные неврологические заболевания и психические расстройства. Эхолалия наблюдается при шизофрении и нарушении умственного развития. Также этот симптом может сопровождать следующие психоневрологические патологии:

  • аутизм;
  • синдром Туретта;
  • дислексию;
  • дисфазию.

причины эхолалии

Интересно, что эхолалию часто принимают за признак аутизма. Действительно, это нарушение всегда сопровождает заболевания аутистического спектра, но при этом может выступать симптомом неврологических патологий, в том числе и органического поражения лобных долей мозга.

Синдром Туретта – это расстройство центральной нервной системы, причины которого кроются в генах. Нарушение сопровождается тиками, моторными и вокальными. В качестве вокального тика нередко отмечается эхолалия.

дислексияПовторение чужой речи может сопровождать дислексию – расстройство навыков чтения. Симптомы эхолалии наблюдаются при дисфазии – нарушении речи, которое обусловлено поражением соответствующих зон в коре головного мозга.

Виды нарушения

Различают отсроченную и немедленную эхолалию.

При немедленной форме нарушения пациент моментально повторяет последнее услышанное слово собеседника. Нередко дети с немедленной эхолалией произносят слова, услышанные по телевизору и радио. Это нормальное поведение совсем маленьких детей, которые только учатся говорить. Немедленное повторение чужих слов для детей старшего возраста свидетельствует о том, что ребенок не понял сказанное, и воспроизводит чужую речь, чтобы выиграть время на осознание этого слова.

разновидности эхолалии

При аутизме, нарушении умственного развития и других расстройствах, немедленная эхолалия означает, что ребенок услышал собеседника, но не смог осознать значение слова. У детей с аутизмом такое повторение чужой речи – это своеобразный способ поддержать разговор.

Отсроченная эхолалия растянута во времени. Ребенок может повторять чужие слова и целые фразы спустя несколько минут, часов или даже дней. Фразы повторяются совершенно спонтанно, независимо от действия окружающих факторов.

Отсроченная эхолалия и аутизм

Именно отсроченное во времени повторение чужих фраз наиболее характерно для аутизма. Повторение слов через некоторый промежуток времени может быть обусловлено:

  • самостимулирующим поведением;
  • демонстрацией настроения;
  • обработкой информации.

В ответ на услышанное, формируется ряд ассоциаций. При повторном появлении этих же образов в мыслях у малыша, он повторяет ранее услышанную фразу. Такая эхолалия является проявлением самостимуляции – повторяя фразу, ассоциирующуюся с чем-то хорошим, ребенок вызывает у себя положительные эмоции и ассоциации.

аутизмНередко повтор какой-либо фразы связан с демонстрацией настроения. В этом случае несложно догадаться, что повторение малышом фразы «шоколада больше нет», услышанной ранее от родителей, обозначает расстройство и грусть.

Еще одна причина отсроченного повторения фраз – это обработка информации. Анализируя произошедшие в течение дня события, ребенок может повторять услышанные фразы, тем самым демонстрируя окружающим собственные впечатления.

Диагностика нарушения

Заметив тревожные симптомы, необходимо обратиться к психоневрологу или психиатру.

Для постановки диагноза врач сначала проведет беседы с ребенком и с матерью, а затем направит на дополнительные обследования.

Для исключения органических патологий головного мозга назначают:

  • магнитно-резонансную томографию;
  • электроэнцефалографию
  • нейросонографию (только детям до 1 года).

Магнитно-резонансная томография позволяет выявить признаки аутизма на ранней стадии. Также этот метод применяется для ранней диагностики опухолевых новообразований в головном мозге, которые могут стать причиной нарушения речевого аппарата.

Электроэнцефалограмма помогает выявить вторичные симптомы нарушения, например, эпилепсию. Нейросонография или ультразвуковое обследование назначают для выявления патологий развития головного мозга.

Дополнительно проводится проверка слуха для исключения тугоухости и нарушений иннервации речевого аппарата. Обязательна консультация логопеда.

Так как эхолалия часто выступает симптомом аутизма и нарушения умственного развития, назначают нейропсихологические анализы, тестирование и проверку когнитивных способностей.

Лабораторные методы диагностики – это исследование крови, мочи и ДНК-анализ.

Методы лечения

Медикаментозных методов лечения заболевания не существует. Нормализовать речь помогает только коррекция поведения. Принцип коррекции зависит от того, подтвердилась ли задержка умственного развития, или нет.

Если нарушение речи выступает самостоятельным симптомом и не сопровождает аутизм и другие патологии, лечение проводится с помощью занятий с логопедом и дефектологом. Для ускорения нормализации речевых способностей, родители должны:

  1. Избегать повышения тона.
  2. Задавать простые вопросы, на которые можно дать односложный ответ.
  3. Защищать малыша от стрессовых ситуаций.
  4. Быть внимательными и терпеливыми.

Любое повышение тона, крик и недовольство успехами пациента могут привести к усугублению ситуации и свести лечение на нет. В результате понадобится повторный курс занятий со специалистом.

В случаях, когда речевые нарушения сопровождаются неврологическими заболеваниями, аутизмом и нарушением развития, практикуется комплексный подход. Лечение включает медикаментозную терапию основного заболевания и подбирается врачом. Дополнительно показано физиотерапевтическое лечение и занятия с дефектологом.

занятия с дефектологом

Родители должны постепенно вводить новые слова в лексикон ребёнка, терпеливо объясняя их значение и не повышая тон, если у малыша не получается справиться с новым словом. Ни в коем случае нельзя повышать голос на пациента, когда он повторяет слова. Необходимо проанализировать поведение малыша при систематических повторениях одной и той же фразы – это поможет родителям понять, что ребенок пытается донести до них.

Дети с эхолалией часто повторяют последнее услышанное слово, чтобы поддержать разговор, но не понимают его значения. Это приводит к различным бытовым проблемам. Избежать их поможет диалог, подкрепленный картинками. Например, спрашивая малыша, не хочет ли он искупаться, рекомендуется показать ему картинку с ванной. Картинки также помогут улучшить взаимопонимание, если родители предлагают ребенку выбрать какую-то еду или одежду.

Своевременное лечение и занятия со специалистами помогут нормализовать речевые навыки ребенка, но для этого необходимо время.